С принятием поправок в законе о применении контрольно-кассовой техники от 22.05.2003 № 54-ФЗ у налоговых органов появились новые полномочия в части проведения кассовых проверок.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ происходит в следующих формах:
1. Мониторинг - это проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы ФНС, анализ поступающих фискальных данных.
2. Удаленная проверка - это проверка применения ККТ, полноты учета выручки в организациях (у ИП), проверка деятельности операторов фискальных данных по месту нахождения налоговых органов на основе имеющейся информации, а также запрос необходимых пояснений, справок, сведений и документов.
3. Наблюдение - это визуальный контроль проверяющих за применением ККТ при продаже товаров (оказании услуг, проведении работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых.
4. Контрольная закупка - проводится для проверки оформления и/или выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих оплату. Закупку проводят путем приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных и/или электронных денег.
5. Проверка полноты учета выручки – проводится как по месту нахождения организации (ИП), так и удаленно — по месту нахождения налоговых органов (на основании имеющихся документов, сведений, информации, данных).
Форма налоговой проверки ККТ зависит от нарушения и наличия доказательственной базы.
Например, в случае неприменении ККТ для доказывания нарушения требуется провести контрольную закупку либо привлечь свидетеля или понятых, поэтому инспектору необходимо быть на месте нахождения организации (ИП). Чтобы проверить наличие обязательных требований в чеке ехать никуда не нужно, ведь при использовании онлайн-кассы неправильный чек имеется в распоряжении налогового органа (кроме случая применения ККТ в автономном режиме).
Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора? Налоговики отвечают, что отбор претендентов для проведения кассовых проверок основан на риск-ориентированном подходе. То есть с помощью разработанных налоговыми органами алгоритмов происходит автоматический анализ поступающих в налоговые органы сведений, в том числе фискальных данных, сообщений (жалоб) от покупателей, информации от других органов госвласти и т. д.
При этом следует отметить, что в настоящее время в целях поэтапного перехода на онлайн-ККТ налоговыми органами проводится очень мало проверок, поскольку акцент с контрольного направления сместился на информационно-разъяснительный.
Налоговые органы, могут не ставить в известность компанию (ИП) о начале кассовой проверки, т.к. на данную проверку не распространяется Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля , где предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее чем за 3 рабочих дня.
Контрольная закупка (проверка полноты учета выручки) может проводиться как в присутствии, так при отсутствии руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.
Налоговый инспектор должен:
- ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении;
- сделать в поручении (акте проверки, протоколе) отметку об отсутствии директора (ИП);
- само поручение (акт проверки, протокол) отправить в адрес организации (ИП) по почте.
Кстати, оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается. Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения.
Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны в нем сделать отметку об этом.
Во время проведения контрольной закупки, налоговики могут проверить любые документы, относящиеся к кассовой дисциплине, в том числе КУДиР и других кассовых документов. Иных ограничений законодательством о применении ККТ не предусмотрено.
Ограничений по частоте проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ не существует.
Продолжительность кассовой проверки, устанавливают регламенты проведения проверок № 132н и № 133н:
- по проверкам ККТ — 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки;
- по проверкам полноты учета выручки — 20 рабочих дней с даты предъявления поручения до дня составления акта по результатам проверки.
Проверка охватывает годичный период работы, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет 1 год.
Обращаем ваше внимание, что регламенты которые устанавливают сроки проведения проверок, а также сроки и порядок запроса налоговым органом документов (информации), а также сроки и порядок представления налогоплательщиками документов (информации) устанавливаются административным регламентом, который сейчас находится в процессе разработки.
А пока этого не произошло, следует руководствоваться вышеназванными сроками.
Перечень случаев для документооборота через кабинет ККТ установлен Приказом ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, в котором сказано, что информация и документы могут быть представлены не только через кабинет ККТ, но и на бумажном носителе.
Налоговики не имеют право проконтролировать применение ККТ при проведении обычной выездной налоговой проверки, т.к. целью данной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тогда как применение ККТ не относится к налоговому законодательству. Однако могут быть запрошены кассовые документы.
Все еще думаете как автоматизировать ваш бизнес, выполнить все требования законодательства и при этом оставаться с прибылью?
Подключайтесь к бесплатному сервису ЕГАИСИК.РФ!
Наши специалисты помогут подобрать кассовый комплект «под ключ»:
надежная онлайн касса, договор с ОФД , электронная подпись для регистрации кассы в ФНС , фискальный накопитель и сопутствующее кассовое оборудование.
Оставить заявку можно здесь.